Летние математические развивающие развлечения

Летние развлеченияПришло лето красное! А вместе с ним отпуска, долгожданный отдых, поездки на природу, в лес, к морю. Замечательное время, что б оздоровить малышей, считают родители. Конечно же, они правы. Так же они думают, что летом трёх-четырёхлетнего малыша можно освободить от развивающих занятий. Ведь целый год они, как любящие родители, водили своё чадо на всевозможные кружки, секции, школы раннего развития. Пускай теперь летом вволю побегает, поиграет, покупается, позагорает, одним словом – пусть отдыхает!

В такой позиции кроется широкое родительское заблуждение, исходящее из понимания развития ребёнка, как чего-то утомительного, обременительного для малыша. Профессионалы же знают, что на самом деле, малыш, обучаясь чтению, письму, приобретая математические представления, делает это играючи, при чутком сопровождении процесса развития психолого-педагогически грамотным взрослым.
Но все ли родители могут похвастаться педагогическими знаниями – чем во время летнего отпуска развлечь малыша и психологическими умениями – как это сделать, чтоб развлечение было развивающим? Вероятно, многих родителей выручает интуиция, а так же память детства, в которой были свои летние развлечения, которые естественным образом приносили им новые знания и умения и закрепляли уже полученные. Только взрослый, понимающий механизмы раннего развития ребёнка, может увидеть в самых незатейливых природных материалах средство для развития познавательных процессов и личностной сферы малыша.

В этой публикации пойдёт речь о том, что можно порекомендовать родителям, что бы летний семейный отдых стал развивающим развлечением для их малышей, используя для этого те подручные материалы, которые щедро даёт нам природа: растительные элементы, камушки, песок, воду.

Вспоминаю, как много лет назад, во время отдыха у моря, научила своего четырёхлетнего брата, с помощью морской гальки: порядковому и количественному счёту, составу числа, сложению и вычитанию в пределах 10, ориентировке в пространстве. Мы увлечённо играли в «Семью», «Магазин», «Школу», замещая галькой предметы интерьера, продукты питания, письменные и счётные принадлежности. Безыскусные игровые сюжеты служили как бы каркасом, на котором у брата опосредованно происходило формирование элементарных математических представлений. Параллельно наши игры на морском берегу развивали у него такие важные личностные качества как внимание, память, воображение, речь.

Как же родителям помочь младшему дошкольнику овладеть начальными математическими знаниями и умениями в обстановке летнего отдыха?
Конечно, нужно идти от простого к сложному, имея в арсенале разнообразные игровые задания и сюжеты, которые будут побуждать ребёнка к активности. А так же будут способствовать формированию математических представлений, развитию памяти, логического мышления, смекалки, фантазии, интеллектуальных способностей, пополнению словарного запаса.

Перечень развивающих игр с природным материалом достаточно обширен. На страницах своих сайтов и блогов родители делятся опытом организации таких игр с собственными детьми. Отмечено, что в сюжетной игре, когда ребёнок задействует предметы-заместители, игровое действие рождается не из воображаемой ситуации, а наоборот, операции с действиями вызывают игровую ситуацию. Таким образом, условия игрового действия пробуждают воображение, делают его необходимым. Пока ребенок не играет, он не представляет игровой ситуации, его фантазия не работает. Только в процессе игры предмет как бы распадается на вещественные свойства и игровой смысл.

Позволю себе своеобразную попытку классификации летних развивающих развлечений, доступных каждому взрослому, стремящемуся помочь трёх-четырёхлетнему малышу овладеть начальными математическими знаниями и умениями в обстановке летнего отдыха.

Сокровища.
Так или иначе, все дети, отдыхая на морском берегу, любят собирать ракушки или гальку, лепить куличики или строить замки на песке. Лес, луг или роща могут стать источником сбора различных плодов, ягод, цветов. Собирательством дети могут заниматься самостоятельно и длительное время.
Достаточно всего лишь дать ребёнку атрибут для собирания – пакет, ведёрко или сумку. Не стоит ставить перед малышом условие или задачу – что собирать. Предоставьте ему возможность сделать это по собственному усмотрению. Уважайте его выбор, каким бы нелепым он вам не казался. Цель ребёнка – собрать то, что для него ценно. С чем большим восхищением взрослым будет воспринята каждая находка ребёнка, тем с большим интересом он будет в дальнейшем играть этим материалом. Такое развлечение развивает мелкую моторику рук, внимание и воображение, речь, так как каждое найденное сокровище сопровождается загадочным взглядом, обговаривается с заговорщицкими интонациями. Тут важно не переигрывать, постоянные навязчивые вопросы мешают ребёнку сосредоточиться, и даже могут раздражать малыша, так же как и вас, когда вы чем-то увлечённо заняты.

Сортировка.
Сокровища собраны, пришло время их рассмотреть, рассортировать и придумать, как употребить для формирования математических представлений. Чтоб запустить механизмы классификации, обобщения, сравнения, анализа, синтеза. Можно начать с элементарных игр «Один и много», «Больше – меньше – такой же», «Счёт в пределах трёх».
В таких играх происходит расширение и обогащение первичной ориентации ребенка в количественных отношениях окружающей действительности. Формируются определенные способы деятельности ребенка, которые необходимы ему для удовлетворения познавательных потребностей. Природный материал используется в качестве основы для развития и совершенствования математических действий.
Когда ребёнок сравнивает контрастные по количеству кучки предметов: (один – много, много – мало) у него формируются представления о множестве. Сравнение численности множеств путем наложения и приложения предметов одного множества на предметы другого даёт ему представление о количестве: больше, меньше, столько же. Можно сопоставлять два-три множества предметов по признаку количества. Практиковать упражнения на объединение двух групп предметов и определение количества способом перечисления предметов в новообразованных множествах в пределах 3. Ребёнок учиться воспринимать и отвечать на вопрос: «Сколько всего стало?». Полезны упражнения на изъятие любого количества предметов в пределах 3 и определение количества способом перечисления предметов, которые остались. Так малыш учиться понимать и отвечать на вопрос: «Сколько осталось?».
Чтобы развлечение с использованием природного материала стало развивающим – необходимо желание и умение взрослого организовать его так, что бы игровые действия воспринимались ребёнком не как поучение, а приносили удовольствие всем участникам игры и одновременно развивали малыша. Для этого все математические действия нужно облекать в игровой сюжет. Например: «Необходимо купить в магазине нужное количество продуктов», «Нужно накрыть стол к приходу гостей». С помощью игрового сюжета «Расставим мебель в комнате» можно учить ребёнка употреблять термины, которые обозначают положение предметов в пространстве (над, под, на, рядом). Важна увлечённость взрослого игрой с малышом, речевое сопровождение игрового процесса. И малыш ответит тем же – вовлеченностью в процесс игры. А в дальнейшем станет сам инициатором подобных игр. И кто знает, может быть, даже порадует полётом фантазии, предложив свой вариант игры и выявив собственное желание научить взрослого этой игре. В игре, организованной ребёнком, развиваются его лидерские качества, умение спланировать, провести развлечение и повести других за собой.

Веселая математикаВесёлая математика.
И так! Лето в разгаре. Ваш малыш научился сравнивать контрастные по количеству множества предметы (один – много, много – мало). Способом приложения и наложения элементов одного множества на элементы другого умеет сравнивать множества по количеству (больше, меньше, столько же). Считает предметы, употребляя слова-числительные (один, два, три). Группирует предметы по форме, величине, количеству. Для младшего дошкольника это достаточно. Но ребёнок, благодаря вашим совместным развлечениям, приохотился к математическим забавам, и вы решаетесь пойти дальше. Игровые сюжеты на вариации «Семья», «Детский сад», помогут обеспечить тесную связь между овладением ребёнком математическими представлениями, количественными отношениями и бытовой деятельностью, с которой он сталкивается повседневно.
Если вы считаете, что очерченный круг математических знаний ребёнка должен выступать рельефнее, вы захотите научить ребёнка счету предметов в пределах 5 в прямом и обратном порядке, объяснить образование чисел путем добавления 1 к предыдущему числу. На этом этапе становиться важным умение ребёнка соотносить цифру с числом и число с цифрой в пределах 5.
Создание вами условий для самостоятельного выбора детьми упражнений, игр с математическим содержанием; ваше поощрение любознательности, познавательной активности детей; поддержка их речевой активности в использовании математической терминологии – позволило малышу вкусить прелесть успеха от летних математических развлечений. Ведь вы хвалили ребёнка за правильные варианты решений. Не тыкали носом в ошибки. Восхищались продемонстрированными ребёнком математическими знаниями и умениями.
Продолжайте в том же духе! Ваш малыш уже успел полюбить математику, и с удовольствием будет группировать, систематизировать и упорядочивать природный материал по цвету, размеру, форме.
Научиться определять пространственное расположение предметов вокруг самого себя – слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади; перемещаться в пространстве по заданному направлению; определять количественные соотношения (больше, меньше, столько же) между предметными множествами способом размещения друг под другом предметов из каждого множества.
Одолеет цифры в пределах 5, научиться соотносить цифру с числом и наоборот. Важно, что б ребёнок осознал, что при перечислении нельзя пропускать предметы или называть один и тот же предмет дважды. Понимал, что последнее числительное при счете следует относить ко всей группе перечисленных предметов (один, два три – всего три камушка). Усвоил различные способы счёта предметов (выкладывая предметы по одному слева направо или притрагиваясь к каждому предмету).
Важно, что бы малыш научился выражать словами свое эмоциональное состояние по поводу успешности выполнения или невыполнения задания, допущенных ошибок и их преодоления. Этому ему поможет научиться описательная похвала взрослого. Например: «Какой же ты умница! Сосчитал правильно все камушки, ни одного не потерял, считал слева направо и назвал точное количество камушков в ряду – пять! Настоящий математик!»
Взрослым, следует помнить, что даже самому усидчивому и усердному ребёнку, на каком бы высоком игровом уровне с ним не организовывались летние математические развлечения, время от времени хочется просто побегать сломя голову. Предоставьте ему такую возможность, что бы дать выход накопившейся энергии.
И если ваш вундеркинд усвоил все вышеперечисленные математические представления, многократно, играя самостоятельно, предпочитает повторять те игровые действия с природным материалом, которым вы его научили, и пристаёт к вам с просьбами поиграть ещё и ещё, тогда можно перейти к последней порции математических знаний и умений, которые формируются у ребёнка перед школой.

Математическая копилка.
Дети любят играть в «Школу», где можно быть не только обучаемым, но и учить самому. Игровые сюжеты на школьную тематику помогут осуществить постепенный переход от восприятия математического содержания в игре, в быту, наблюдениях и других видах деятельности к целенаправленному его осмыслению и усвоению на игровых занятиях.
Дети повторяют и закрепляют ранее изученное, осмысливают его. В то же время математическая составляющая летних развлечений расширяется и обогащается, что дает возможность ребёнку более полно и обобщенно воспринять различные компоненты математического содержания. Вводится счет предметов в пределах 10 (размещение предметов хаотическое, линейное, по кругу). Порядковый и количественный счет. Названия чисел от 1 до 10, от любого числа до 10, от 10 к любому. Знакомство с цифрами от 0 до 9. Установление соответствия между цифрой и ее названием (числом), между числом и группой предметов, обозначаемых этим числом. Сравнение чисел на основе предварительного установления отношений между предметными множествами. Усвоения понятий все, каждый, любые, последний.
Вы можете предложить малышу действия с множествами: операции объединения и изъятия части из множества по определенному признаку. Увеличение или уменьшение числа на 1. Сравнение двух множеств по количеству и определение отношений «На сколько больше?» «Сколько раз?», «Поровну», «Столько же». Можете научить составлять задачи на сложение и вычитание и решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Расширить представления ребёнка о величине предметов. Сравнивать предметы по высоте, ширине, толщине, длине, общей величине. Если ребёнок умеет устанавливать различные соотношения между двумя предметами, можно предложить ему сравнить 3 предмета: предмет толще, чем предыдущий, но тоньше, чем следующий. Продолжайте использовать в речи термины, обозначающие различные направления и пространственные отношения между предметами.
Самостоятельный выбор ребёнком природного материала в качестве счётного, поощрение взрослым его любознательности, познавательной активности развивает познавательные математические интересы малыша. Содействуйте речевой активности детей и поддерживайте их желание использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях. Осмотритесь вокруг и предлагайте ребёнку разнообразные вопросы на практическое определение и сравнение количества и величины: Какая ёлка выше? Какой пень толще? Сколько грибов на полянке? Немаловажно всегда помнить о том, что математические знания и умения нужны ребёнку не сами по себе, а с целью применения их в жизни.

И теперь, когда родители имеют представление о том, с какими элементарными математическими представлениями их ребёнок пойдёт в школу, было бы уместно предложить советы психолога.
10 принципов, которыми следует руководствоваться родителям во время организации летних математических развлечений, чтобы они имели развивающий эффект.
1. Развлечение – это радость, удовольствие, при котором у всех его участников позитивный эмоциональный настрой.
2. При первых же признаках утомления, напряжения, снижения интереса ребёнка к математическим забавам – переключитесь на другую деятельность
3. Не толкитесь долго на одном месте. Если ребёнок сегодня чего-то не понимает, не справляется с предложенным вами – отступите.
4. Проявляйте терпение и толерантность, чаще напоминайте себе – «Ребенок – это моё сердце, которое ходит отдельно»
5. Всегда убеждайтесь в том, что ребёнок понимает, чего вы от него хотите.
6. Дети любят возвращаться к знакомому, так же как и узнавать новое. Прежде чем перейти к новому материалу – повторите пройденный.
7. Не пытайтесь за один раз научить ребёнка всему. Дозируйте математическое содержание ваших развлечений.
8. Не требуйте от малыша запоминания! Осмысленные знания во сто крат прочнее вызубренных.
9. Не скупитесь на похвалу! Используйте чаще описательную похвалу.
10. Позитивный результат ребёнка – ваша совместная заслуга.

Ещё можно почитать:


Запись опубликована в рубрике Детская с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Летние математические развивающие развлечения»

  1. Дмитрий говорит:

    Интересно, не думал о таком подходе к проведению лета с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

CommentLuv badge